Что нужно знать программисту при общении с заказчиком?

Зависит от методов разработки. В Agile разработке клиенты могут быть сильно вовлечены в процесс, но часто не понимают технический язык разработчиков, поэтому желательно разработчику говорить на языке клиента.

Однажды клиент прислал своего бизнес аналитика, который прекрасно понимал разработчиков и нужды клиента. Сам аналитик в прошлом занимался разработкой сам и участвовал в тестировании. В его обязанности входило быть посредником между разработчиками и клиентом.

Но в большинстве ситуаций от клиента приходит менеджер, который не очень понимает тонкости и сложности разработки, да и нужды своего работодателя понимает с трудом. Все что он может – это пытаться от разработчика получить больше за меньшие деньги.

На стороне разработчика тоже бывают недочеты. Например, когда клиентам позволяют разговаривать непосредственно с разработчиками, потому что разработчики не являются продавцами и могут быть излишне честными в некоторых ситуациях. Поэтому нужно постараться держать разработчика подальше от заказчика. Иначе, с учетом оптимизма разработчиков клиент будет требовать добавить столь желанную функцию в проект за небольшое количество дополнительного времени и денег. Хотя, даже по чесноку, программист мог просто ошибиться раза в три. Для программистов любое дело по плечу, пока он не начал им заниматься. Сколько раз бывало такое, что сейлы надеялись продать некую доработку за премиальную цену клиенту, но он случайно узнал, насколько эту доработку сделать легко от программиста.

Не судите о программисте по одежде, судите по прекрасному мастерству, которое он демонстрирует. Джинсы, брюки, кроссовки, туфли, рубашка может быть без галстука, но должна быть чистой.

Пусть сейлы ходят в костюмах. Они продаваны, пусть стараются. Кого-то должны встречать по одежке, кто-то должен говорить первые слова и должен представить разрабтчика клиенту как своего эксперта по развитию, только что выдернутого из водоворота работ и задач. Программист может вести себя немного раздраженно, ведь его оторвали от любимой работы, но при этом к клиенту он должен относиться с интересом и уважением. Нужно показать себя очень хорошим слушателем, которому проблемы клиенты понятны и близки. Во время такой первой встречи лучше слушать большую часть времени, чтобы получить представление о том, чего хочет клиент и как это может быть реализовано. Потратьте время, чтобы придумать решение. Если будет вторая встреча, то у вас будет достаточно времени, чтобы обсудить возможные решения внутри компании. Однако не давайте оценок сроко на встрече. Пусть переговоры ведет ваш сейл! Просто поддерживайте его, если только он совсем не потерял из виду берега. Однако и в этом случае постарайтесь не смущать своего продавана.

Если вдруг пришлось говорить с клиентом непосредственно, постарайтесь не затрагивать сроки и деньги. Ваши обсуждения с клиентом должны быть посвящены желаемой функциональности и компоновке визуальных частей. Вы также можете говорить о необходимом оборудовании и программном обеспечении, необходимом для запуска проекта, и обо всем остальном, что является техническими аспектами, если вы можете объяснить это клиенту ясным, простым языком. Но не будьте слишком техничны.

Общение с клиентами может быть увлекательным и познавательным, особенно когда речь идет о конечных пользователях, а не об их руководстве. Полезно посещать клиентов, чтобы посмотреть, как они используют программное обеспечение, которое вы разработали, и поговорить о том, что они думают о функциональности. Конечные пользователи могут дать много советов о том, как улучшить программное обеспечение. Это также образовательно, потому что эти пользователи могут использовать ваше программное обеспечение неожиданным образом.

Но то, о чем вы будете говорить с клиентами, зависит от вашей собственной функции в вашей команде. Если вы также являетесь менеджером своей команды, то вам придется обсудить сроки, сроки и цены. Вам нужно быть хорошим переговорщиком или же привести с собой кого-то, кто может вести эти переговоры. И чем важнее ваша функция в вашей команде, тем лучше вы должны одеваться для этих встреч. Простые разработчики могут ходить в футболке, но как только вы будете выполнять управленческие задачи, вам придется подумать о галстуке…

А что делать, если клиент хочет то, чего не может быть? А вот что.